- Отец Алексий, ваш монастырь расположен в мегаполисе, к тому же на его территории находится одно из центральных учреждений Русской Церкви - отдел Внешних церковных связей. Однако идея монастыря — уединение и внутреннее сосредоточение. Как удается сочетать такую большую общественную деятельность и уединенность монашеской жизни? - Начнем с того, что Данилов монастырь — первый общежительный монастырь в Москве. Он был основан в XIII веке, когда здесь была южная окраина Москвы, место уединенное. Это было богомолье великого князя Даниила, здесь он был пострижен и погребен. А теперь мы, действительно, оказались почти в центре Москвы, хотя до Кремля – целых 7 километров. На 700-летие князя Даниила мы даже прошли большим крестным ходом от Кремля до Даниловской площади с иконой, которую написали специально для этой даты и которая сейчас находится около раки с мощами князя Даниила. Так что уже в наше время князь Даниил, можно сказать, прошел по всему городу. Кажется, что жить где-то в пустыне, где не так много искушений и соблазнов, как в городе, проще. Конечно, монах – это человек, который должен любить уединение и, прежде всего, Бога. Наверное, любить Бога и ближнего - основная идея монашества. Монах — это молитва, служение Богу, Церкви и людям в той мере, в которой он может. Мы служим, возвещая Евангелие словами и делами, потому что монашеские обеты основаны на Евангелии. Мир, по учению святых отцов, — совокупность страстей, и прежде всего мы должны бороться со страстями в самих себе. Конечно, в городе это может казаться не таким простым делом. Но, как говорил преподобный Амвросий: «Можно жить и в миру, но не на юру, а жить тихо». А тихо — это, прежде всего, в сердце своем. Помощь Божия сопутствует монашествующим. Думаю, князь Даниил, основатель нашей обители, предвидел наше городское будущее: к 1000-летию Крещения Руси обитель была восстановлена первой и теперь процветает и возвещает слово Божие. - В ваш монастырь приходят молиться многие миряне. Наверное, можно говорить, что уже и какая-то община сформировалась. Вот в чем плюсы и чем минусы общения мирян и монахов? - О плюсах говорит само богослужение: Литургия – общее дело, молитва возносится всеми вместе. Конечно, когда приходит много народа, у нас появляются дополнительные обязанности, например, если люди пришли на исповедь, нужно их исповедовать, чтобы они могли потом причаститься. К нам приезжают со всех концов Москвы, и даже при большом стечении народа мы должны следить, чтобы было боголепное, организованное богослужение. Это тоже налагает на нас дополнительные обязанности. С прихожанами связано и много радости, например, очень много деток подходят к Чаше и называют имя Даниил, а это значит, что родители называют детей в честь покровителя нашей обители (имя Даниил традиционно входит в десятку самых популярных в Москве –прим. ред.). И мы видим, как рождается новое поколение. Так что у нас есть эта совместная молитва, совместное служение Богу. Мы не можем называть себя святыми: никто, живя на земле, не может именоваться святым человеком, потому что каждый грешен. Но стремление к тому, чтобы стать лучше, у нас есть. И мы видим благочестивых мирян, и миряне, может быть, увидят отражение Божьего света на иноках. И это очень важно. У Святых отцов написано, что монахи должны быть светом для мирян. А для монахов светом являются ангелы. То естьесли мы оцениваем открытость монастыря в категориях «плюс» и «минус», то это, конечно, больше «плюс». - Из прихожан-мирян многие хотят остаться в монастыре, принять монашество? - Думаю, что нет. Смотрите: нас здесь, в монастыре (а у нас еще есть подворья), около 50-ти человек, а мирян приходит несколько тысяч. Может быть, многие бы и хотели, но у каждого есть своя жизнь, свой путь, каждый спасается по-своему. Братия, слава Богу, не уменьшается, а умножается. Но новые люди приходят не так часто - А что происходит, когда человек хочет остаться, и что за люди принимают постриг в Даниловом монастыре? - У нас насельники разные и по возрасту, и по образованию. Кто-то получил духовное образование, окончил семинарию и академию, кто-то окончил светский вуз, имеет научные степени. Есть люди, которые в прошлом имели семью, но потом по согласию разошлись. Например, глава семьи, муж, пришел сюда, а жена приняла монашество в другом месте. Люди приходят в монашество очень по-разному, и все это служение и движение к Богу. Бывает, приходят молодые, еще невоцерковленные люди, которые узнали, что есть Христос. Они уже знают Евангелие, но делают еще первые шаги в Церкви и их воцерковление происходит в нашем монастыре. Зачастую тех, кто только пришел к нам, мы направляем на подворье, чтобы люди побыли в более уединенных местах, в молитве и труде, лучше узнали себя и определились, действительно ли им нужно монашество. Монашество красиво внешне - строгие лица, облачения, но его внутреннее содержание — это молитва и труд, труд и молитва. Все по силам, конечно, но главный принцип – понуждение. В Евангелии от Матфея написано: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е». Тот, кто будет себя понуждать, то есть употреблять усилия, достигнет Царствия Божия. Прежде всего это усилие - борьба с самим собой, которая происходит в каждом человеке. Добро и зло борются в мире, поле битвы— сердце человеческое, а Бог нам помогает. Конечно, люди растут постепенно, постепенно входят в традицию, и церковную, и в монастырскую, и возрастают добрые иноки. Когда происходит монашеский постриг и приносятся обеты, постригаемый не говорит, что непременно сделает все, или что не знает, сможет ли сделать. Он отвечает: «Ей, Богу содействующу, честный отче». То есть Бог будет мне помогать - и я тогда все исполню. - А много тех, кто приходит в монастырь по романтическому порыву, а потом уход
17 марта – день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В престольный праздник московского Данилова монастыря предлагаем вам интервью с наместником обители, архимандритом Алексием (Поликарпова). Отец Алексий говорит о выборе жизненного пути, ошибках современных людей, мифах о монашестве и трудностях жизни монастыря в мегаполисе.
Архимандрит Алексий (Поликарпов): Родители называют детей в честь покровителя нашей обители — Интервью — Татьянин День
Комментариев нет:
Отправить комментарий